История успеха

Создать свой игровой сайт

GcUp.ru стал популярным ресурсом, пережил сотни подобных сайтов. Сайт ценен не оригинальным дизайном, а своей атмосферой, своим наполнением и талантливыми людьми, которые там общаются, делятся идеями, занимаются хобби и коммерческой работой.

Тимур Лязгиев
GcUp.ru
создание игр

Как создать успешный сайт?

Меня зовут Тимур, я автор и один из редакторов ресурса, посвящённого разработке игр. По разным параметрам на данный момент он является 1-3-им по популярности ресурсом Рунета, посвящённым игрострою. Конечно же, материального успеха ресурс не принёс, ни во что из ряда вон выходящее не вырос, однако он полностью удовлетворил своих создателей в качестве площадки для хобби, позволил общаться с тысячами талантливых людей, на деятельность которых он непосредственно и повлиял. Но давайте перенесёмся в 2006 год.

В то время я и несколько товарищей решили сделать свой офлайн-журнал, посвящённый видеоиграм и прочим близким темам. Пилотный номер журнала TOF (так он был назван, но аббревиатура никак не расшифровывается) вышел в том же году в форматах .exe и .chm, в него вошли разномастные материалы по играм с NES, SNES, SMD, DOS и т.п. С выходом новых номеров охватывалось больше тем: эмуляция, ромхакинг, программирование и разработка игр, софт и т.д. Журнал быстро нашёл свою аудиторию, т.к. большинство авторов были любителями и выходцами с таких сайтов, как ROMov.net, Shedevr.org.ru, Emu-Land.net, Bit16.ru, GameCreating.ru и т.д; писали статейки в такие известные электронные журналы, как Game Bit, Romomania, Emu Machine, Naby's Roms и др. Каждый человек был не просто знатоком своей темы, но и активным деятелем. Нужно отметить, что уже тогда лично я и мои друзья сшибали тысячи долларов в месяц за то, что переводили консольные игры, делали хаки и модификации, писали софт, игры и т.д. А в свободное время для нового номера журнала TOF писали по 1-3 статьи.

В 2008 году офлайн-журнальчики всё ещё были популярны, однако я понимал, что пора бы переходить в онлайн. Сайты журнала тогда уже существовали. До наших дней даже дожил мой второй личный сайт – Tim007.com (начат в 2005 году и заброшен в 2008). Тогда были созданы разные сайты, а тематикой каждого стала та или иная рубрика журнала TOF: ROMHacking.net.ru (ныне ROMHacking.ru), GameCreating.org.ru (ныне GcUp.ru), GFAQ.ru и др. Некоторые сайты уже недоступны, а другие не относятся к теме игр. Эти сайты не были онлайн-версиями журнала, не содержали копипасту из него, они наполнялись параллельно. Они были площадками для общения любителей той или иной рубрики журнала. В то время в один выпуск я, бывало, писал по 10-20 статей. Это было 30-40% контента, другие 30-40% контента обычно писали два моих товарища из Украины на ужасном русском языке, с которыми я выпустил первый номер. Ну и всё остальное писалось новыми авторами, которые были читателями, но иногда подбрасывали материал. Само собой, я в то время ещё учился в вузе, сам был не шибко грамотным, но часто брал на себя ответственность за проверку и коррекцию всех материалов. Нагрузка была очень высокая. Благо, помогали товарищи друг другу. Кстати, многие читатели и авторы журнала занялись личной творческой деятельностью. Например, в соседней теме заметил автора сайта AniVisual.net, который в своё время был модератором на GcUp.ru и хорошо помогал. Мы все были инициативными и талантливыми, поэтому данный журнальчик дал импульс огромному количеству интересных проектов в разных сферах.

Журнал делался как хобби, нам никто не платил за него. Его просто и бесплатно скачивали все желающие. Чаще критиковали, чем говорили добрые слова и поддерживали, однако по контактам журнала с нами связывались интересные люди, которые просили сделать перевод той или иной компьютерной или консольной игры, написать игру для их офиса и т.п. Само собой, некоторые предложения заинтересовывали и приносили доход, который составлял примерно 1-5 тысяч долларов за 1-3 месяца. Для студентов и школьников это было самое оно. Лично я знал ASM и архитектуру платформ, алгоритмы компрессии данных типа RNC, Hoffman и с лёгкостью хакал игры. В том или ином виде из-под моего пера выходили многие русифицированные игры. Многие играли в такие игры и говорили: хорошо, что на русском языке, жаль, что криво, – китайцы всё-таки. А на самом деле нас буквально заставляли делать паршиво, предлагая всё сделать дёшево и за неделю-две. Представляете перевод jRPG с 500 Кб текста за такой срок? Даже довелось поучаствовать в создании некоторых китайских игровых консолей. Было интересно вариться во всём том, что обеспечивали журнальчик и заведённые контакты.

GcUp.ru тоже начал свою жизнь благодаря тому, что мы публиковали материалы для разработчиков игр, а не о разработчиках игр (как DTF.ru, например). До этого сайты по разработке игр были далёкими от темы, они были, пожалуй, об игровой индустрии, нежели о практической разработке игр. Именно с GcUp.ru начали брать пример все остальные геймдев-сайты, в том числе GameDev.ru. Мы создали настоящее сообщество игроделов, которое дало старт тысячам русскоязычных разработчиков игр. Сайт был создан на uCoz, однако для нас это не было бесплатным решением. Мы всегда платили за хостинг и фичи CMS, не потому что не было опыта установки открытых CMS и не из-за отсутствия знаний в PHP (всё это присутствует), а потому что не было времени всем этим заниматься, да и всё всегда устраивало. Дизайном не заморачивались, взяли творческий цвет – оранжевый, добавили двойных рамок а-ля Norton Commander, поставили логотип, да и всё. Ценностью для нас всегда было содержимое и котёл общения.

В 2010 году вышел последний номер журнала TOF. Это был 12-ый номер, который уже делался с натугой из-за отсутствия времени, т.к. нужно было работать, заниматься домом и делами. Конечно, за всё это время много проторчал за компом, много недолюбил, недохотел, не увидел, не сделал... Если вернуть время назад, то я бы, конечно же, бросил всё это гиблое дело, взял бы и махнул куда-нибудь... Вся деятельность была ничего не стоящей и одновременно бесценной. Но это лирика, не будем отходить от темы.

За период создания журнала я нахватался знаний во всём понемногу, стал экспертом в области игровой индустрии, изучил некоторые ЯП, некоторые игровые движки, написал несколько игрушек, принимал участие даже в больших коммерческих проектах и т.д. Но радости мне больше приносили ретроигры, поэтому я создал под сотню хаков на NES, SMD и прочие 8/16-битные системы, перевёл или участвовал в переводах сотен игр на самые разные системы, в том числе PSX и PC. И всегда всё было анонимно и с передачей всех прав. Мы были “китайцами”, отдавали все права на проекты (наши имена даже в титры не записывали), а о пиратских потугах я и вовсе не говорю. До сих пор встречаются отголоски – вижу, как люди играют в наши кривые игры, переводы и моды, плюются и говорят что-то типа: «Вот эти китайцы — $%#». А мы же были не китайцы, простые парни и девчонки из РФ, Украины, Казахстана и т.д. Делали это для того, чтобы кусок хлеба проглотить. А в свободное время, кстати, делали много годноты, которая ныне является неким наследием с коллекционной ценностью. Не знаю, что сейчас сохранилось и актуально, но мы везде поспели. При этом как-то учились (и порой совсем не в IT-направлении), занимались спортом, изучением языков (английский, японский, арабский) и проч.

GcUp.ru стал популярным ресурсом, пережил сотни подобных сайтов. Помню, было авантюрное время, когда в моде были социальные сети. Так, появлялись оные для геймеров, игроделов, автомобилистов и для прочих ”рабочих и колхозников”. А где сейчас эти самые сети для игроделов? — Нет. Есть только GcUp.ru и GameDev.ru, которые ценны не оригинальным дизайном, а своей атмосферой, своим наполнением и талантливыми людьми, которые там общаются, делятся идеями, занимаются хобби и коммерческой работой.

Лично я продолжаю увлекаться всеми темами, которые меня увлекали в детстве и юности, несмотря на нынешнее соответствие ”Клубу 27”. Да, я сделал свою игру на Sega Mega Drive, перевёл многие игры на родной язык, сделал много модификаций игр, написал некоторый софт, поучаствовал в разных журналах, был автором и редактором десятков интересных сайтов. Об этом, кстати, я мечтал в ‘95 году, играя в “Денди” и “Сегу”. Я многого добился в хобби при том, что это не было моей целью, не сделало меня финансово успешным, однако я варился в среде интересных людей, об общении с которыми можно много рассказать.

Самое главное – это люди и общение. Это и есть успех сайта GcUp.ru. Ну да, ещё была своевременность, знание темы, а также выбор правильного направления: материалов именно для разработчиков игр. Ресурс был бы ещё популярнее, если бы мы занимались попсовыми вещами и нагоняли культы на свои личности, чем грешил, например, автор GameCreating.ru, с которым также в своё время общались. А так, это некоммерческий ресурс, где мы занимаемся делом, хобби, развитием молодёжи. Несмотря на то что в игры играют почти все, созданием оных занимаются немногие.

Именно GcUp.ru в истории отечественного игростроя сыграл роль распространения данного увлечения в массы. Разработка игр стала популярной и доступной именно благодаря GcUp.ru по большей мере.


Что касается индустрии, то инди-игрострой развивается полным ходом, передовые игровые движки открываются и становятся бесплатными, что недавно и случилось с Unreal Engine 4; обучающие материалы в изобилии. Вся сложность разработки игры нынче не связана с тем, что вам нужно делать всё с нуля, много изучать. Это в моём детстве многого не было: ни хорошего движка, ни понятного туториала на русском языке, ни возможности получить ответ на свой вопрос. Если что-то было, то это было в узких кругах где-то на англоязычных форумах в разрозненном виде. А сейчас у вас есть GcUp.ru! Что ещё нужно для хоумбрю? Вся сложность в наличии таланта и желания. Вам нужно только немного времени, интересная вам идея и желание её реализовать. Команду вы соберёте на форуме, советы по ходу разработки спросите там же, выбор движков и конструкторов игр в избытке. Всё есть. Всё в ваших головах и руках!

Сайт GcUp.ru на данный момент является самым активным ресурсом по теме. Будем вам рады! Извините за блоговость повествования. Спасибо за внимание!

P.S. А вы знаете, что ваша любимая компания uCoz скоро займётся разработкой игр? Узнать об этом можно только на GcUp.ru, конечно же. Инсайд?

Кстати, забыл упомянуть, что у нас часто проводятся конкурсы по созданию игр и прочие мероприятия для любителей темы. В частности, сейчас проходит конкурс Gamiron №9 с призовым фондом более 40,000 рублей. Принимайте участие и вы! Шанс выиграть очень велик. В любом случае хорошая конкуренция вам будет обеспечена, и вы пройдёте настоящий челендж.

А проведение конкурсов на нашем сайте – это одна из основ успеха ресурса, т.к. они благотворно сказываются на активности пользователей. Они начинают искать единомышленников для создания команд, ведут темы проектов, активнее общаются, спрашивают совета у знающих. Как знают веб-мастера, сайты с поведенческими факторами всегда больше ценятся ПС и выводятся на первые позиции.

Первый серьёзный конкурс мы провели в год создания сайта в 2008 году, и так повелось, что мы и наши партнёры проводим по 1-4 конкурсов в год. Вложения денег в такие мероприятия окупаются сплочением сообщества и, как следствие, повышением SEO-параметров. А другими неестественными методами продвижения мы не занимались.